Перейти к содержанию Перейти к левой боковой панели Перейти в подвал

Достопримечательности и памятные места

В каждом городе есть огромное количество достопримечательностей, но люди уделяют особое внимание на необычные памятники. Они чаще всего остаются в нашей памяти из-за своей оригинальности.

При въезде в Белорецк, слева, на большой высоте, на бугре, – железобетонное сооружение: кирка, десятиметровой высоты, воткнутая в землю. Самобытность памятника состоит в том, что это не политический деятель и не великий актёр, а просто строительная кирка. Это памятник труду, строителям железной дороги Белорецк – Чишмы.

Мы пройдем сквозь болота,
Сквозь горы, тайгу.
Мы построим дорогу свою.
(из гимна отряда «Союз).

В 1970 годах был реализован проект строительства ж/д Белорецк – Карламан, который позже назвали ж/д Белорецк – Чишмы. Дорога общей протяженностью 203 км.
В народе эту дорогу назвали башкирском БАМом. В результате строительства железная дорога связала кратчайшим путем западную и восточную часть Башкирии.

Нет судьбы интересней, ребята,
Чем прокладывать новый маршрут.
С комсомолом далеких двадцатых
Нас в пути параллели сведут.
(из гимна отряда «Союз»)


Памятник сооружен на общественных началах по проекту ассистента инженерной психологии и педагогики Уфимского авиационного института, художника – дизайнера Игоря Константиновича Полева. В строительстве железной дороги принимали активное участие студенческие отряды на базе Уфимского авиационного института. На обратной стороне рукояти кирки выдавлены слова «Строитель – комсомол». А внизу — бетонная площадка, в которой оставлены отпечатки ладоней с растопыренными пальцами. Это студенты оставили свой «след».

Почему кирка? Да еще гигантская?


Полев И.К. много раз бывал на трассе. Видел упорство людей. Вдруг до меня дошло, говорил он, что во все эпохи поэтизировались орудия труда человека. Строители Кижского погоста торжественно забросили топор в озеро. Князь Олег прибил щит на врата Царь-города. Как символ победы, орудие своего труда – щит. Былинный герой Микула Селянинович, уходя на войну, забросил соху в гору….

И пришла мысль «забросить» кирку на трассу, на высокое место, чтобы все видели, проезжая на поезде, вот с чего начиналась новая железная дорога! Как и всякий настоящий труд, требующий полной самоотдачи.